Мультимедийное оборудование для ситуационных центров
Термин «мультимедийное оборудование» применим к таким устройствам, как медиаплатформы, кодеры, декодеры, энкодеры, сетевые шлюзы, медиаплееры, оборудование для монтажа, проекционные экраны, стереоскопические приложения, проекторы (миниатюрные, инсталляционные, слайд- и мультимедийные), передатчики для мобильных сетей, программное обеспечение (ПО) и так далее. Данная техника и ПО используются для создания инсталляций с аудио- и видеосопровождением. В частности, подобной аппаратурой комплектуется информационно-аналитическая система ситуационного центра.

Мультимедийное оборудование для ситуационных центров

Термин «мультимедийное оборудование» применим к таким устройствам, как медиаплатформы, кодеры, декодеры, энкодеры, сетевые шлюзы, медиаплееры, оборудование для монтажа, проекционные экраны, стереоскопические приложения, проекторы (миниатюрные, инсталляционные, слайд- и мультимедийные), передатчики для мобильных сетей, программное обеспечение (ПО) и так далее. Данная техника и ПО используются для создания инсталляций с аудио- и видеосопровождением. В частности, подобной аппаратурой комплектуется информационно-аналитическая система ситуационного центра.
Из-за высокого качества и скорости передачи сведений указанные комплексы становятся высокоуровневым инструментом управления. Из-за этого ситуационные центры принятия решения формируются в любой структуре, где требуется мониторинг информации. Например, на государственном, муниципальном уровнях есть ситуационные центры правительства, чрезвычайных, силовых ведомств, различных учреждений, коммерческих структур. Ситуационные центры ИТ-автоматизации активно используются в отраслях с разветвленной географией (образовательной, нефтяной, газовой, транспортной, прочих сферах).

Цели и задачи ситуационного центра

Для визуализации пространственных данных, а также информационно-аналитической работы с ними необходимо создание ситуационных центров. Подобные центры используются для решения задач управления различного уровня при помощи использования программно-аппаратных средств.

Электронный ситуационный центр — это место, куда стекается важная информация. Данные могут поступать со всевозможных систем (приборов, датчиков и так далее). Целями и задачами ситуационного центра является не только сбор, но и анализ, а также передача на экраны обработанной информации. До оператора центра обработанные сведения могут доводиться в наглядной форме: в виде схем, графиков, интерактивных аналитических панелей (дашбордов). Такая подача информации через ситуационный центр позволяет отслеживать работу отдельного оборудования и целых систем. Вывод сведений на один или несколько экранов позволяет также анализировать происходящие изменения, отслеживать тенденции для своевременного принятия управленческих решений.

Перечислим наиболее распространенные цели и задачи ситуационного центра. К ним относятся:
  • отслеживание функционирования удаленных объектов;
  • дистанционное управление технологическими процессами;
  • мониторинг ситуаций;
  • сбор сведений;
  • обработка информации;
  • оперативная реакция на ситуацию.

Помимо этого, в задачи ситуационного центра принятия решения входит дистанционная работа по ликвидации неблагоприятных явлений на удаленных объектах, организация дистанционных консультаций экспертов, дистанционное управление действиями работников на удаленных объектах. При помощи мультимедийного оборудования также можно проводить совещания, вырабатывать коллегиальные решения, совместные прогнозы развития ситуации.

Требования к ситуационным центрам

Процесс сбора и анализа данных происходит в режиме реального времени. Из-за этого к оборудованию ситуационного центра предъявляются высокие требования. Особое внимание уделяется, в частности, к оснащению ситуационных центров. Особенность таких центров в том, что они должны действовать в круглосуточном режиме без выходных и праздничных дней. Это предполагает высокие нагрузки на мультимедийное оборудование. Для того чтобы сбой аппаратуры не отразился на функционировании центра, мультимедийное оборудование должно иметь высочайший запас прочности. Помимо этого, в ситуационных центрах принято создавать резервные каналы связи и дублирующие каналы обработки информации.

На основе перечисленного отнесем к организации ситуационного центра такие пункты:
  • непрерывное функционирование;
  • возможность быстро принимать, обрабатывать сведения из разных источников;
  • возможность быстрого устранения неполадок;
  • наличие технических возможностей для наращивания мощностей.

Поскольку для оценки ситуации зачастую необходимо проведение анализа многочисленных факторов, мультимедийные системы ситуационного мониторингового центра должны предоставлять возможность вывода информации по блокам сразу на несколько окон или мониторов.

Структура ситуационного центра

Режим работы центра по отслеживанию ситуаций в течение суток требует особой организации пространства. Ведь, к примеру, неудобное расположение мультимедийного оборудования может привести к потере драгоценных секунд при реагировании на чрезвычайную ситуацию. Также при установке систем мультимедиа необходимо учитывать разнообразность и объемы поступающей информации для обеспечения оперативного, четкого наглядного отображения данных. Рассмотрим структуру ситуационного центра подробнее.

Зона мониторинга

Эта зона является сердцевиной всего центра. Сюда стекается вся информация, демонстрируемая операторам в режиме реального времени.

В зоне мониторинга показываются такие данные, как:
  • сведения с датчиков и видеокамер;
  • показатели технического состояния оборудования;
  • информация о задействованных режимах аппаратуры и прочее.

Вся информация поступает к операторам в структурированном виде, который облегчает ее восприятие. Мультимедиа предполагает наличие технических возможностей для быстрого переключения между каналами поступления данных. Это позволяет операторам при возникновении внештатных ситуаций быстро реагировать на произошедшие изменения.

Кабинет начальника смены

Руководитель ситуационно-аналитического центра отвечает за координацию работы операторов. Управление центром требует наличия в его кабинете смены многочисленных мультимедийных установок, которые позволяют видеть общее состояние дел, а также в режиме реального времени демонстрируют происходящие изменения. Дополнительно в кабинете необходима установка каналов связи с подчиненными подразделениями и с руководящим составом.

Зона анализа и экспертизы

Основные программно-аппаратные аналитические комплексы размещаются в зоне анализа и экспертизы. Рабочие места аналитиков оснащаются мультимедийными установками. Причем, это оборудование должно быть достаточно мощным для построения моделей процессов и графиков прогнозируемого развития ситуаций, создаваемых на базе собираемо информации.

Зона принятия решений

В задачу мультимедиа входит формирование платформы для принятия решений. Этот эффект достигается за счет полноценного информирования и оперативной аналитики совокупной статистики. В ситуационном центре такие условия создаются именно в зоне принятия решения. В ней для допущенных к работе лиц демонстрируются информационные сводки, аналитические выкладки и прочие важные сведения, необходимые для выработки оценки текущей ситуации, а также реагирования на нее. Для переговоров с диспетчерами центра и персоналом на местах зона оборудована каналами связи.

Пресс-центр

Монтаж мультимедийных систем для ситуационных центров порой предполагает наличие пресс-центра. Это специализированное помещение для общения с представителями средств массовой информации. Мультимедиа отвечает в таких помещениях за демонстрацию видеоматериалов, документов, диаграмм, графиков и так далее. Такой подход позволяет сделать процесс информирования общественности через СМИ об актуальной обстановке максимально простым.

Техническая зона

В это понятие могут входить серверные. В указанных помещениях размещено коммутационное и серверное оборудование, а также компьютерное оборудование, предназначенное для обработки поступающей информации. Кроме этого, техническая зона может включать в себя лаборатории и иные специализированные помещения. Как правило, в технической зоне поддерживается определенная температура и влажность, что снижает вероятность сбоя мультимедийного оборудования из-за перегрева, экстремально низкой или высокой влажности.

Оснащение ситуационных центров

Технологии ситуационных центров предполагают наличие определенного уровня оснащенности мультимедийной аппаратурой. Необходимым оборудованием являются следующие системы:
  • Для демонстрации изображения. Это видеостены, различные экраны и мониторы, на которых в режиме реального времени отображаются поступающие в центр данные. Наиболее востребованы модульные видеостены, на которые одновременно можно вывести окна видеоконференцсвязи, разные графики, карты местности, аналитические данные и прочее. Сюда же включены индивидуальные дисплеи операторов.
  • Для обработки и хранения сведений. Эта система состоит из компьютеров, серверов, различных видов накопителей информации и блоков ее хранения. Система отвечает за адекватное функционирование и безаварийную работу сборщиков данных.
  • Для анализа информации. В задачу данного комплекса входит корректное анализирование собираемых данных и формирование докладов, которые выдаются операторам в интерактивной форме. Иными словами, сначала здесь структурируется вся поступившая в центр информация, а затем, для иллюстрации происходящих процессов, она переводится в графики и диаграммы.
  • Для передачи информации. В систему входят локальные сети, проводные и беспроводные линии коммуникации, конференцсвязь и прочие каналы, используемые для обмена данными.

Все перечисленные комплексы имеют единое управление. Объединенные технические решения позволяют управлять всем оборудованием из одного центра, а значит, и контролировать в режиме реального времени, чем занимается ситуационный центр. Поскольку единое управление может использоваться при ЧС, большое внимание при подборе мультимедиа для нее уделяется понятному интерфейсу и отсутствию рисков поломок.

Мультимедийное оборудование и технологии ситуационных центров

Современные мультимедиа, используемые в центрах по отслеживанию ситуации в режиме реального времени, входят в программно-мультимедийный комплекс наряду со многими другим компонентами. К мультимедийному оборудованию относятся видеостены, операторские станции, серверы для накопления информации, аналитические инструменты, энкодеры, декодеры, коммуникации и иные высокотехнологичные компоненты.

Правильно подобранное мультимедиа дает возможность беспрерывно выполнять задачи, поставленные перед центром. Это может быть: отслеживание определенных показателей на подотчетных территориях, предотвращение, ликвидация аварий, ЧС. Иначе говоря, технологии центра нацелены на эффективное дистанционное управление производственными процессами и объектами.