Спутниковые технологии в авиационной сфере помогают организовать связь на борту самолёта с наземными объектами, обеспечить интернет для досуга пассажиров, осуществлять трекинг воздушных судов. Это повышает лояльность клиентов к авиакомпании и обеспечивает безопасность в процессе передвижения. Современные системы предлагают эффективные решения, включая технологии ATG и VSAT.
Спутниковая связь в авиации – начало развития
Впервые оборудование для подвижной спутниковой связи на самолете установила компания Boeing. Широкополосный доступ был организован в 2023 году. Сегодня количество бортов, использующих подвижную спутниковую связь — растёт. Потребности клиентов изменяются. Авиакомпании поняли, что предоставление IFC-сервисов — это дополнительный заработок в сегменте.
В России спутниковая связь для авиа доступна в ряде авиакомпаний, включая Аэрофлот и международные компании. Но российские авиакомпании отстают от запада во внедрении систем авиационного широкополосного доступа. Это связано со сложностью организации, временными и финансовыми затратами.
В России спутниковая связь для авиа доступна в ряде авиакомпаний, включая Аэрофлот и международные компании. Но российские авиакомпании отстают от запада во внедрении систем авиационного широкополосного доступа. Это связано со сложностью организации, временными и финансовыми затратами.
Принцип работы спутниковой связи на борту самолёта
Передача данных осуществляется спутниками-ретрансляторами, находящимися на геостационарной орбите. Устройства обеспечивают связь с землей и самолётом.
Антенны для приёма сигнала установлены на бортовом судне и направлены вверх. Для беспрепятственного получения данных без задержек, антенна постоянно двигается.
Системы оснащения интернетом имеют контролер движения антенны, встроенный сервер и точки Wi-Fi. Спутники взаимодействуют с наземными станциями.
Передача данных по спутниковой связи для авиации осуществляется беспрерывно, в режиме реального времени.
Антенны для приёма сигнала установлены на бортовом судне и направлены вверх. Для беспрепятственного получения данных без задержек, антенна постоянно двигается.
Системы оснащения интернетом имеют контролер движения антенны, встроенный сервер и точки Wi-Fi. Спутники взаимодействуют с наземными станциями.
Передача данных по спутниковой связи для авиации осуществляется беспрерывно, в режиме реального времени.
Спутниковая технология ATG
Размещение станций по технологии ATG доступно только на земле. Передача данных осуществляется посредством специального оборудования, по принципу мобильной связи. Приёмщиком выступает самолёт. Он, подобно роутеру, распределяет сигнал между другими абонентами.
Благодаря антеннам на борту и спутникам, подключение осуществляется автоматически. За передачу отвечают хендоверы. Технология ATG — распространенная, и предназначена для передачи данных на борт и в обратном направлении. Но мобильные устройства сигнал не ловят.
Плюсы технологии ATG:
- Расширенная зона покрытия,
- Размещение в зонах полёта.
Установка вышек осуществляется только на земле. Самолёт, пролетающий над океаном или морем, теряет сигнал.
VSAT-технологии для IFC
IFC-сервисы (in-flight entertainment & connectivity — «развлечения и связь в полёте») функционируют на двух частотах: Ku- и Ka-band.
Плюсы VSAT-решений для IFC:
- Резерв ресурса. Доступно распределение мощности, обеспечение установленной пропускной способности.
- Доступность. Сервисы доступны в зоне покрытия (локально и глобально).
- Надёжность. Выход из строя спутника или сервиса сопровождается автоматическим переводом на другой сервер, без разрыва соединения.
Назначение спутниковой связи на борту самолёта
Спутниковая связь используется пассажирами и экипажем самолета. Главное назначение: обмен информацией, просмотр фильмов и видео, отслеживание передвижения самолёта, обеспечение безопасности полета.
Спутниковая голосовая и видеосвязь в полёте
Услуга телефонии — это разговоры, сообщения, а также факсы между бортом и землёй. Современные проводные и беспроводные системы связи легко справляются с возлагаемой задачей. Альтернативным решением для самолета выступает организация микросети стандарта GSM на борту воздушного судна.
Плюсы:
- Расширенное покрытие (локально и глобально).
- Удобные тарифы.
- Безопасность.
- Современные технические решения.
Трекинг самолётов
Услуга трекинга направлена на отслеживание местоположения воздушных судов на цифровой карте в режиме реального времени, без привязки по высоте и местности. Опция доступна на базе навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
Преимущества трекинга:
- Доступ к каталогу с информацией о самолетах.
- Контроль и оценка полёта.
- Защита информации от несанкционированного доступа.
- Одновременный просмотр нескольких карт.
- Повышение уровня безопасности.
- Упрощённая логистика.
Досуг пассажиров
Спутниковая связь для авиации — это не только безопасность, но и досуг для пассажиров. Клиенты могут смотреть фильмы, слушать музыку, обмениваться сообщениями в социальных сетях, пользоваться электронной почтой. Организация досуга осуществляется через каналы передачи данных и персональные мобильные устройства. Услуги связи доступны в любой точке планеты с использованием наземной инфраструктуры и спутников.
Плюсы и минусы использования спутниковых технологий для установки связи на борту воздушного судна
Спутниковые технологии на борту воздушного судна — это не только организация досуга, но и безопасность полёта. Использование современных спутниковых технологий — это:
• Доступность связи по всему миру (кроме Южного и Северного полюса).
• Ускоренная передача сигнала от спутника.
• Работа на высоких частотах.
К недостаткам относят: большую стоимость, что обусловлено использованием специального оборудования. Повышенный расход авиатоплива. При открытии страниц сайтов, могут наблюдаться задержки, что связано с большим расстоянием между воздушным судном и спутником.
Перспективы спутниковой связи в гражданской авиации
Внедрение спутниковой связи в авиации — это получение дополнительной прибыли и повышение лояльности клиентов. Спутниковые технологии используются международными компаниями.
Российский сегмент работает с глобальными провайдерами. Собственное оборудование для передачи данных отсутствует. Локальные операторы не способны обеспечить полное покрытие маршрутов российских компаний. Расширение услуг авиакомпаний происходит благодаря сотрудничеству с глобальными операторами.
Услуги доступа к широкополосному интернету на борту судна становятся всё более востребованными. Мало кто может позволить себе 8−12 часовую потерю времени. Люди работают в полёте, для этого им нужен интернет. Для авиакомпании это дополнительный источник дохода.