Контроль и мониторинг систем сетей связи
Развитие телекоммуникационных технологий требует повышения эффективности функционирования сети при уменьшении эксплуатационных затрат. Избежать ошибок, аварийных ситуаций, которые могут повлечь за собой финансовые потери, помогает мониторинг сетей связи.

Контроль и мониторинг систем сетей связи

Развитие телекоммуникационных технологий требует повышения эффективности функционирования сети при уменьшении эксплуатационных затрат. Избежать ошибок, аварийных ситуаций, которые могут повлечь за собой финансовые потери, помогает мониторинг сетей связи.

Системы мониторинга сетей связи

Предназначены для управления основными параметрами каналов передачи данных, взятых в аренду у оператора связи, а также оценки используемости каналов, предназначенных для различных корпоративных приложений: систем видеоконференцсвязи, удаленной групповой деятельности и т. д.

К системам мониторинга, управления предъявляются высокие требования. Подобные системы требуют большого количества протоколов, стандартов, сбора различной информации, мультипротокольной трассировки, а также корреляции между всеми перечисленными опциями.

Зачем нужно контролировать сети связи

Цифровизация различных бизнес-процессов связана с работой IT-систем, нестабильная работа которых влечет за собой низкую продуктивность, убытки от простоев, недополученную прибыль. Поэтому любые неполадки, возникающие в сетях связи, могут привести к репутационным, финансовым потерям. Технологические решения, созданные для мониторинга, оперативно оповещают обслуживающий персонал о возникновении сетевых сбоев, что позволяет предотвратить возможные проблемы.

Назначение систем мониторинга и контроля качества связи

Подобные решения контролируют параметры работы каналов передачи информации, а также уровень соблюдения оператором требований, прописанных в SLA — соглашении о качестве обслуживания. Благодаря такому подходу, организация может оперативно реагировать на информацию об ухудшении качества услуг, а также контролировать доступность корпоративных IT-сервисов.

Также основными функциями систем мониторинга выступают:

● Декодирование;

● Анализ сетевых процессов;

● Уменьшение времени простоя информационных сервисов;

● Поиск причины возникновения неполадок, оповещение об аварийных ситуациях;

● Отслеживание общего состояния телекоммуникационной сети.

Решения для мониторинга сетей связи

Технологические решения, применяемые для мониторинга сетей связи, делятся на три класса:

● Программы open source.

Такие продукты можно скачать и использовать бесплатно, однако они требуют точной настройки под определенные задачи, что подразумевает обслуживание квалифицированными специалистами.

Применение программ open source оправдано в случае решения основных задач мониторинга (например, отслеживания определенного порта коммутатора) или контроля сервисов, которые не относятся к критически важным.

● Инструменты мониторинга, входящие в состав решений, разработанных конкретным производителем.

Данный класс подразумевает внедрение готовых систем мониторинга, разработанных производителями под собственные технические решения. Представляет собой готовые к работе профессиональные продукты, однако их функционал может быть ограничен взаимодействием только с определенным оборудованием, системами.

● Специализированные решения NPMD уровня enterprise.

Способны проводить глубокий анализ продуктивности сетевой инфраструктуры, анализируя процессы, происходящие в бизнес‑приложениях, а также качество их работы с точки зрения взаимодействия участников.

Основные характеристики систем мониторинга и контроля сетей связи

Такие системы характеризуются:

● Отсутствием необходимости изменений при внедрении в телекоммуникационную структуру;

● Возможностью масштабирования системы без прерывания процессов отслеживания;

● Поддержкой множества способов тестирования, а также различных инструментов мониторинга с постепенным расширением их возможностей;

● Наличием специальных программных агентов SLA, встраиваемых в телекоммуникационное оборудование;

● Поддержкой различных вариантов измерений, оборудования;

● Расширенным анализом качества предоставляемых оператором услуг связи;

● Отчетностью, адаптированной под требования заказчиков.

Возможности систем мониторинга сетей связи

Подобные решения отличают следующие функциональные возможности:

● Оценка, измерение параметров качества для каждого из передающих каналов;

● Контроль производительности каналов, происходящий в интерактивном режиме;

● Контроль функций каналов, визуализация данных об их характеристиках;

● Установка пороговых показателей для контролируемых параметров, оповещение при их превышении;

● Визуализация влияния загруженности сети на разные виды сервисов;

● Создание отчетов о контролируемых характеристиках, качестве услуг связи.
Заказать спутниковое оборудование

Как осуществляется мониторинг сетевой инфраструктуры

Отслеживание функционирования сетевой инфраструктуры включает:

Анализ сообщений

Журналы событий отражают процесс функционирования сетевого устройства, фиксируют процесс его работы. Каждое из действий, выполняемых системой, отражается в соответствующем системном сообщении — записи в журнале (логе). Подобные сообщения могут иметь разные уровни детализации, а в журнале событий в зависимости от этого выделяются разные уровни протоколирования (логирования).

Для любого сетевого оборудования системные сообщения выступают одним из основных инструментов для определения различных проблем. Анализ системного журнала часто позволяет оперативно выявить причину неисправности.

Сбор данных по протоколам

Различные типы протоколов используются для обмена информацией между системой управления сетью и множеством сетевых устройств, а также сбора телеметрических данных. Такая информация позволяет определять «слабые» места в сети, предотвращать возможные неисправности, отслеживать причины их возникновения, определять рабочие уровни для показателей задействованных устройств, выявлять сетевые аномалии.

Уведомления

Комплексные системы, осуществляющие мониторинг сетевых устройств, способны производить настройку уведомлений о происходящих процессах. Настройка их корреляции осуществляется таким образом, чтобы происходила отправка только критически важных сообщений, требующих оперативного ответа. Ответственность при этом распределяется между группами (уровень ошибок, тип оборудования и т. д.) для трансляции данных администраторам конкретной группы.

Документирование сетей связи

Одна из главных задач документирования — сбор актуальной информации о сетевой топологии (вручную или с использованием автоматизированных систем). Создание документации, ее поддержание гарантирует внесение необходимых изменений в сеть вне зависимости от внешних событий (например, увольнения обслуживающего персонала). Глубина проработки зависит от предназначения сети, степени ее сложности.

Современный подход к внедрению систем контроля сетей связи

Современный подход к интеграции подобных систем основан на OSS/BSS-концепции и требует мониторинга на уровне услуг. Большое значение приобретают функции, контролирующие соглашения об уровне сервиса (SLA), а также наличие возможностей гибкой настройки ведущих показателей результативности (KPI), форматов номеров абонентов.

Система мониторинга сетей NGN — VoIP

Система мониторинга сетей нового поколения NGN, поддерживающая протокол VoIP, обеспечивает контроль оборудования, выпускаемого различными производителями, предоставляет отчетность по качеству услуг, параметрам состояния сети, вне зависимости от применяемой на отдельном участке технологии связи, позволяет рассчитывать интегральные показатели.

Система NGN — VoIP также способна:

● Контролировать сигнальный трафик;

● Проводить наблюдение за состоянием оборудования, отслеживать историю аварийных сообщений;

● Анализировать качество связи, пропускную способность сетей, доступность ресурсов;

● Осуществлять мультипротокольную трассировку вызовов;

● Настраивать KPI;

● Генерировать трафик;

● Измерять качество передачи речи;

● Выявлять факты мошенничества.

NPMD решения

Подобные решения позволяют собирать, анализировать не только потоки данных, но и пакетные данные приложений, существующие внутри компании, что позволяет увидеть как показатели состояния сети, так и уровень качества работы приложений. Такой подход позволяет оценить влияние IT-инфраструктуры на работу приложений, а также упрощает обнаружение, предотвращение сетевых неполадок.